«Книга для чтения по палубной авиации» . Снорри на novokits.ru

Варяг (T-45 Goshawk)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В начале 1970-х задумали американцы заменить три типа находившихся на вооружении палубных учебных самолетов - “Траяна”, “Бакая” и двухместную модификацию “Скайхока”, TA-4J - одним. Уже только унификация парка позволила бы здорово сэкономить на эксплуатационных расходах, но задумка простиралась дальше: в комплекте с самолетом должны были идти компьютерные тренажеры, которые позволили бы сократить летную подготовку и еще более сэкономить средства. 

Оно конечно, новый, спроектированный с учетом последних достижений технологии, самолет в эксплуатации был бы дешевле, но ведь его надо сначала сконструировать, потом построить опытные образцы, потом испытать, а потом еще и изготовить в крупной серии. Все это – деньги, и огромные. И время. Вот планировщики флота и решили начинать проект унификации учебного парка, известный также как VTXTS, сильно загодя.

На конкурсе, несмотря на наличие туземных проектов, вперед вышел аэроплан, от которого за версту разило Англией. Он хоть McDonnell-Douglas, хоть T-45, все равно, несмотря на то, что Goshawk, просто Hawk. Тот самый Hawk, который и по сей день является самым большим достижением британской авиапромышленности за прошедшие три десятилетия. Самолет, что ни говори, великолепный – но не палубный!

Собственно, McDonnell-Douglas и появилась для того, чтобы оморячить “Хока”, а сам проект победил потому, что обещал серьезное снижение расходов на проектирование – ведь англичане уже сделали весь самолет. Осталось «только» прилепить к нему гак, создать тренажеры и прочие элементы тренировочной системы.

На деле переделок было немало, самые заметные, кроме гака и усиленного шасси с новой двухколесной носовой стойкой – это дополнительные воздушные тормоза в хвосте. А сама программа затянулась на многие годы: опытный самолет полетел только через 10 лет после обнародования идеи VTXTS и спустя 7 лет после объявления результатов конкурса. В прежние годы самолеты проектировали куда быстрее – видимо, компьютеры виноваты...

Еще три года понадобилось на окончательную доводку учебной системы T45TS, и в 1991 году она, наконец, вошла в строй. Но до замены “Госхоками” “Бакаев” и “Скайхоков” прошло еще десяток лет, и не только потому, что старые самолеты решили использовать до упора.

Оказалось, что “Ястреб” даже спустя столько лет все еще сыроват – и не только для использования на авианосце, но даже и на суше. А как учебный самолет, “Госхок” хуже и “Бакая”, и “Скайхока”: он даже неспособен выполнить штопор! 

В итоге сухопутную версию, T-45B, отменили, часть недостатков устранили, а тут пришлось делать T-45C, с многофункциональными дисплеями a la F/A-18 и некоторыми другими улучшениями в электронике. Но в основе своей самолет лучше не стал. 

Но, как говорится, что есть, то есть. Зато была укреплена “атлантическая солидарность”, ведь не только большую часть T-45 проектировали английские инженеры, но и часть конструкции самолета изготовляется в Великобритании. И нельзя сказать, что флот с восторгом принял ее результат, но пришлось выгонять заслуженных ветеранов. Первым сия жестокая судьба постигла “Скайхока”, а вот “Бакаи” протянули на палубе еще пять лет – потому, что по слишком многим параметрам “Госхок” так и не смог превзойти специально спроектированную как палубник машину.

Но ушли и “Бакаи”, остался только T-45, а скоро останется только T-45C - все “Альфы” будут модернизированы до его стандарта. Сложно сказать, насколько это изменит уровень подготовки американских морских летчиков, но то, что во всем мире летное мастерство деградирует – факт. А если учесть курс на введение в авиагруппы авианосцев беспилотных самолетов, то перспективы еще более мрачные. Но зато сэкономили...