«Книга для чтения по палубной авиации» . Снорри на novokits.ru

Шило с ядерной начинкой (A3J-1 (A-5A) Vigilante)

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 

В середине 1950-х прогресс ассоциировался в первую очередь со скоростью, и будущий палубный тяжелый бомбардировщик должен был не просто обойти «Скайуорриор», а обставить его на два корпуса и, следовательно, выжать 2 Маха. Задача была головоломная, ведь надо было не просто сделать двухмаховый аэроплан с большой дальностью полета и солидной бомбовой нагрузкой, но и заставить его летать с короткой палубы – короткой, даже если это будет палуба «суперавианосца». Но она была выполнима - и была выполнена!

A3J-1 был стремителен и элегантен, хотя одновременно и угловат, и нескладен. Последнее, впрочем, только фигура речи: на самолете складывались не только консоли крыла, но и киль и даже носовой конус. А вот то, что виды сбоку и сверху казались принадлежащими разным самолетам – это факт.

Фюзеляж сбоку был узким и длинным, увенчанным высоким и оттого кажущимся узким килем; а вот крыло большой площади, только и могшее обеспечить приемлемые взлетно-посадочные характеристики, было широченным, что усугублялось и размещением двигателей (J79 – как на «Фантоме») по бортам фюзеляжа. Воздухозаборники изменяемой геометрии вообще стали шедевром, но еще более шедевральным – не по технической сложности, а по изобретательности, - был бомбоотсек.

Напрасно искать его створки под брюхом машины – их там нет. Раскрытие створок на громадной скорости превращается в трюк, а инженеры хотели, чтобы бомбардировщик доставлял свой груз, не тормозя перед самыми вражьими воротами. Они поднатужились – и заставили тужиться самолет; в точке сброса он выдавливал из себя «колбасу», состоящую из пустых топливных баков и ядерного фугаса. «Дефекация» происходила сквозь дыру, образующуюся после отстрела хвостового конуса, так что в числе подарков, падавших на врага, оказывалась и часть самолета. Но это была малая цена за ожидаемые разрушения, и “Виджеленты” встали на страже демократических ценностей.

К моменту «Кубинского кризиса» уже были готовы творить суд и расправу над коммунистами посредством удобрения земли Острова Свободы радиоактивным пеплом (иного наступательного оружия, кроме “главного калибра” у A3J, как у классического дредноута, не было). Но кризис закончился, а флот начал развертывание «Поларисов»: получалось, что чисто атомный бомбардировщик был уже не нужен, тем более что посадка на нем на авианосец оказалась еще сложнее, чем на «Скайуорриоре», и дальнейшая замена A3D «Виджелентами» не планировалась. К тому же толстобрюх из Эль-Сегундо уже нашел себе несколько тепленьких мест, где надеялся пережить ракетную истерию, а худосочный «Виджелент» мог предложить только скорость, проку от которой было немного. Ну и что с того, что A3J-1 мог использоваться как танкер? Все равно на сверхзвуке дозаправку производить невозможно, а мощные двигатели сожрут до точки рандеву изрядную долю керосина, находящегося на борту.

Попробовали придать самолету качества нормального бомбардировщика, установив более мощные двигатели, большее крыло с четырьмя пилонами, на каждом из которых можно было повесить многозамковый держатель, и параллельно увеличив объем топливных баков за счет «горба» за кабиной. Так появился A3J-2, но до частей он вообще не дошел – ну не мог такой гигант конкурировать с параллельно разрабатываемым на Grumman средним бомбардировщиком A2F Intruder, к тому же оптимизированным для малых высот. Казалось, все ухищрения инженеров North American пошли псу под хвост, и «Виджелент» остался не у дел – к вящему удовлетворению создателей «Скайуорриора». Однако оставалось еще одно поле боя, на котором можно было сразиться с бойцом «Дугласа»...