«Книга для чтения по палубной авиации» . Снорри на novokits.ru

Подсмотреть и подслушать (A3D-2P (RA-3B) и A3D-2Q (EA-3B) Skywarrior)

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 

Первый, A3D-2P, предназначался для ведения разведки в «обычном» оптическом диапазоне, для чего на нем могло быть размещено до 12 фотокамер разного размера и назначения. Фотооборудование, как водится, размещалось на месте бомбоотсека в герметизированном салоне, в который в ходе полета мог забраться фототехник (например, для замены кассеты с пленкой), имелись и бомбочки для вспышки. Все A3D-2P с самого начала оснащались штангами дозаправки, так что с дальностью полета проблем не было никаких. Хуже было со скоростью: по меркам начала 1960-х «Скайуорриор» уже мог считаться тихоходом и лакомой добычей для начавших триумфальное шествие зенитных ракет. А потому, хотя A3D-2P и был неплохой фотоплатформой, их было решено дополнить предназначенным для более «ответственных» вылетов сверхзвуковым «Виджелентом». Дополнить, поскольку со старых кораблей RA-5C летать не мог, да и в береговых подразделениях нужны были дальние фоторазведчики. Так и служили оба типа тяжелых разведчиков бок о бок, прошли Вьетнам, где окрепли сомнения в необходимости иметь стратегические фоторазведчики на палубе. Если уж нужны снимки из глубин вражеской территории – пускай туда летит какой-нибудь SR-71...

 

 И снова сработал фактор величины и толщины, дополненный простотой и сравнительной дешевизной «Скайуорриора». Оставшиеся самолеты (в 1962 году фоторазведчики были переобозначены RA-3B) в начале 1970-х не списали, как вскоре произошло с «Виджелентами», а после снятия фотооборудования использовали или как летающие лаборатории, или переделали в самолет радиоэлектроной борьбы ERA-3B – самую тяжелую версию «Скайуорриора», неспособную из-за этого даже летать с авианосца. Это обстоятельство, однако, не помешало преображенным RA-3B дотянуть до конца 1991 года, став последними “Скайуорриорами” флота. Они могли бы вполне эксплуатироваться и дальше, но требовались деньги на текущий ремонт, а руководство, несмотря на неофициальную кампанию “Спасите “Китов””, в условиях сокращения расходов после конца “Холодной войны” решило сэкономить именно на них.

 

Если фоторазведчиков «убили» радары и зенитные ракеты, то другой разведывательный вариант «Скайуорриора» сам охотился за ними. Задачей A3D-2Q было обнаружение, определение местоположения и характеристик вражеских радаров, то есть электронная разведка – включая перехват любых радиосигналов противника. Для этого в объемистом фюзеляже пришлось поместить не только кучу всяких приемников и рекордеров (часть размещалась в «каноэ» под брюхом, на ранних машинах имелся обтекатель на кончике киля, антенна из которого позже была перенесена в хвостовую часть фюзеляжа, сменив ранее располагавшиеся там пушки), но и четырех дополнительных членов экипажа. Забирались они внутрь через дверцу в борту самолета, а для облегчения ориентировки в утробе самолета предназначались три квадратных окошка по левому борту. Естественно, кабины были герметизированы – в отличие от бомбардировщиков, на которых экипажу предлагалось оперировать в кислородных масках.

 

Добытые электронными разведчиками данные позволяли не только определить возможности вражеской ПВО, но и разработать эффективные методы электронного противодействия ей, что в условиях массового внедрения противником зениток с радарным управлением и ЗРК было задачей архиважной. Это определило успех самолета, получившего позже индекс EA-3B и его долгую жизнь. Он прошел не только Вьетнам, но и внес свой вклад во многие другие столкновения «холодной войны», а лебединой песней стало участие в операции «Буря в пустыне». «Наградой» стало снятие с вооружения и замена на радиоразведывательный вариант патрульного самолета S-3 Viking. Но он тоже не протянул долго: после развала “Империи Зла” радиоразведку взяли на себя береговые самолеты...