«Книга для чтения по палубной авиации» . Снорри на novokits.ru

Он (F-4 Phantom)

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Создав "Демона", "МакДоннел" вплотную приблизилась к тому порогу, за которым размывается грань между легким маневренным истребителем и тяжелым перехватчиком. Преодолеть его не удалось из-за трудностей с двигателем. Но МАК готова была снова идти на штурм, на этот раз с багажом приобретенных дорогой ценой знаний и двигателями J79.

Формально новая машина проходила как развитие "Демона", но с самого начала имела с ним немного общего, зато чувствовалось непосредственное влияние F-101 Voodoo, строившегося для ВВС. Быстро произошел переход к двухдвигательной компоновке (в отличие от "Вуду", с боковыми воздухозаборниками), пушечное вооружение, которое на "Демоне" нередко снимали совсем, теперь отсутствовало напрочь, радар стал еще больше и появилась вторая кабина - для его оператора. Внешний вид машины сочетал плавные аэродинамические линии с некоторой угловатостью - черта, свойственная всем современным истребителям, и, поскольку портретное сходство с F3H практически отсутствовало, индекс новичка сменился на F4H.

 

C названием думали долго. Кто-то, считая самолет "супердемоном", жаждал назвать его "Сатаной", глава фирмы со свойственной ему эксцентричностью предлагал наречь перехватчик "Митрой" в честь малоизвестного ныне азиатского божества, одно время весьма популярного в среде римских легионеров. В итоге, памятуя о том, что гордыню следует обуздывать, остановились на варианте Phantom II - и породили моду на такие "двойки": Corsair II, Thunderbolt II, Lightning II...

И немудрено: J79 дали наконец изделию МАКа то, чего янки давно не хватало: если не превосходство, то паритет с русскими. Скорость более двух Махов была выдающейся, маневренность была тоже не из худших, так что даже в ближнем бою были очевидные шансы (хотя внешнее сходство с утюгом у F4H было - из-за широкого низкорасположенного крыла), а на дальних дистанциях - и подавно. Ведь главным калибром самолета были наводящиеся посредством мощного бортового радара ракеты средней дальности "Сперроу", четыре штуки размещались в специально для них предназначенных углублениях на брюхе. Для ближнего боя на подкрыльевые пилоны можно было вешать "Сайдвиндеры", для бомб пилоны тоже годились, и для топливных баков, благо грузоподъемность позволяла. Получилась реально многоцелевая машина, которая быстро вытеснила не только убогих "Демонов", но и поджарых "Крусейдеров" -первых совсем, а вторых на старые авианосцы, с которых "Фантом" летать не мог. Этим, по сути, и исчерпывалась та ложка дегтя, которая неприятна, но все же не способна испортить бочку меда. В бочке, кстати, в качестве приправы имелись и лавровые листья - в ознаменование нескольких мировых рекордов скорости и скороподъемности. Хороший самолет хорош во всем!

 

 

Активная жизнь палубных "Фантомов" продлилась около четверти века, и за это время самолет не слишком сильно изменился - и в некоторых случаях сложно сразу определить, какая модификация перед нами. Предсерийные самолеты, известные как F4H-1F или F-4A, несколько разнились кабиной и воздухозаборниками от пошедших в крупную серию F4H-1 или F-4B, F-4J отличался от F-4B небольшими изменениями в крыле и горизонтальном оперении, а F-4N и F-4S были модернизированными F-4B и F-4J соответственно. Конечно, все версии отличались особенностями в электронном оборудовании и в двигателях, но в общем и целом... Разве только F-4S, на котором модернизация затронула механизацию крыла, выбивается из этого однотипного ряда, да F4H-1P, он же RF-4B - уже потому, что это был не истребитель, а фоторазведчик с длинным "стеклянным" носом.

 

А самой фантомной палубной модификацией был F-4G - F-4B, оснащенный компенсатором тяги для автоматической посадки на авианосец. Их было так мало, а жизнь так коротка (все самолеты вскоре вернули к стандарту F-4B), что букву G использовали повторно, для одной из ВВСовских версий.

 

Именно ВВС и были главным автором "легенды о "Фантоме", хотя и не по доброй воле. Просто так вышло, что флотский F4H оказался в начале 1960-х наголову лучше, чем что-либо, созданное по заказу ВВС, и, дабы сэкономить деньги, тем пришлось через силу принимать на вооружение палубный перехватчик - конечно, в несколько измененном виде, поскольку "свинцовые крылья" хотели истребитель-бомбардировщик. А при таком назначении да при том, что ВВС США были самым массовым эксплуатантом "Фантомов", понятно, что вскоре самолет стал символом "империалистической агрессии". Репутация упрочалась тем, что сухопутные модификации массово шли на экспорт, и тоже иной раз схлестывались с МиГами - ведь, кроме Вьетнама, был еще и Ближний Восток...

 

Дошло до того, что "Фантомы" даже изготовлялись вне США по лицензии, но для нас наиболее интересен экспортный F-4K. Это была модификация, предназначенная для Королевского флота (где именовалась Phantom FG.1), в силу британских амбиций существенно отличавшаяся от американских собратьев. Бритты не соглашались приобретать американский самолет, но своего у них не было, а потому они выторговали компромисс: значительная часть деталей и оборудования самолетов должна была изготовляться в Соединенном Королевстве. В список входили, в числе прочего и двигатели, так что пришлось менять воздухозаборники. Кроме того, появилась новая носовая стойка шасси, увеличивавшая угол атаки самолета при старте с катапульты до величин, немыслимых для "американцев". Говорят, что все это было необходимо для старта с коротких британских катапульт - хотя с них нормально летали те же F-4B. Вот такая "поддержка отечественного производителя"...

 

За годы Вьетнамской войны "Фантом" стал синонимом понятия "американский истребитель", он служил в ВВС, Флоте и Морской Пехоте, был единственным самолетом, который использовали обе ведущие пилотажные группы США. Однако ничто не вечно, и первым с "Фантомами" расстался именно флот. Основной причиной было появление F-14 Tomcat, причем именно появление, а не его реальное превосходство: в учебном ближнем маневренном воздушном бою F-4S не то что не уступал, а нередко и бивал "Кота". Но F-14 было приказано считать лучшим палубным истребителем в мире, и "Фантомы" в конце 1970-х начали уходить с авианосцев. Последним их оплотом стали корабли типа "Мидуэй", но и оттуда в середине восьмидесятых их вытеснили F/A-18, они же "выбили" в самом начале девяностых последних "Фантомов" из Морской Пехоты. А "Хорнет" хоть и изготовлялся на McDonnell-Douglas (слияние произошло в самый разгар производства "Фантомов"), и идейно продолжал эстафету "Фантома" как "универсального" самолета, но своими корнями уходил не к "МакДоннеллу" и не к "Дугласу". Так что F-4 Phantom II - последний из линейки палубников "мистера МАКа". Шедевр, доселе не превзойденный - хотя бы по известности.

 

 

 

Thank you for donation! Спасибо за поддержку!



CTA Models - Deacals for aircraft kits


Locations of visitors to this page