76002 Dewoitine D.520C F155 Донецкий завод игрушек / Донецкий завод игрушек

Проектирование D.520C началось аж в 1936 году, но, вследствие общей предвоенной неразберихи в французской авиационной промышленности, первые серийные машины появились уже после начала Второй Мировой. Доводка самолета отсрочила его поставки в боевые части до 1940 года, так что к началу активных боевых действий только одна эскадрилья была полностью оснащена на этот тип. Самолет сам по себе был довольно неплохим и вполне сравнимым по боевым качествам с Bf-109E, но их было мало, а наземные операции развивались так, что будь на месте D.520C реактивные истребители, Франция все равно бы пала.

Тем не менее пилоты «Девуатинов» стяжали себе славу в небе родной страны, хотя их деятельность при Виши, а именно бои против авиации бывших союзников в Сирии, можно оценивать по-разному. Немцы, кстати, после капитуляции Франции разрешили продолжать строить боевые самолеты для внутреннего употребления, так что большая часть «Девуатинов» была изготовлена уже при вишистах, а некоторые так даже при фашистах, точнее германских нацистах. Попавшие в руки немцев D.520C были переданы как собственным тренировочным частям, так и союзникам – итальянцам и болгарам. Ни те, ни другие на них каких-то заметных успехов не добились, и после окончания военных действий французские самолеты списали. На родине же, где ничего лучшего создать не смогли даже в первые послевоенные годы, последние D.520C, использовавшиеся как учебные, списали только в начале 1950-х.

D.520 - decal of NOVO kitЕсли D.520C был лучшим французским истребителем, то его модель, выпускавшаяся FROGом – не только одно их худших творений этой фирмы, но и худшая модель “Девуатина” вообще. Деталировка примитивная, ошибок, как в размерах, так и обводах, масса, и устранить их все не представляется возможным ввиду наличия более точных китов от других производителей. Но если уж взяться собирать, то как минимум надо придать большую аэродинамичность носовой части – пусть даже придется при этом протереть ее до дыр и потом заделывать их вставками из пластика. Также рекомендуется удалить расшивку и прорезать ее по-новой: это тоже облагородит модель, которая, при всех своих недостатках, все же сохраняет элегантность оригинала. С «девуатинами» в советские времена вобщем-то проблем не было, но на толкучке у Детского Мира в 1984 году модель в отечественной коробке, но с нововской декалью шла по пять рублей – немало, очень немало!

На экспорт модель поставлялась как с НОВОвским (ныне редок), так и с Новоэкспортовским лепестками, варианты были те же, что и в позднем ФРОГе: французский вишист и итальянский фашист. Как такая идеологическая диверсия прошла отечественную цензуру – не понять. Впрочем, цензору, возможно, показали только лицевую сторону лепестка, а там все было вполне политкорректно – D.520C в окраске 1940 года на фоне “Дорнье”, которого он типа только что атаковал. На оригинальной же ФРОГовской версии этого же рисунка “Девуатин” нарисован в цветах Виши, и вся сцена изображает вполне мирную встречу едва ли не союзников. В уже упоминавшейся коробке Донецкого завода могла иметься и туземная декаль жуткого качества, эта последняя в середине 1990-х, кажется, выпускалась и отдельно, с листочком – инструкцией. В последнее время D.520C выпускает “Восточный Экспресс”(по слухам, после развала ДФИ пресс-форма модели досталась некоему кооперативу в Донецке, который и поставляет отливки, а ВЭ только их пакует) декаль изображает три вишистских машины, одна из которых принадлежит флотской эскадрилье. Вероятно, скоро все те же отливки появятся уже в коробке от “Арк Моделс”, по крайней мере “разведка об этом докладывала”.

Кстати, на лепестках, в отличие от ФРОГа и от “ВЭ”, самолет обозначен как SNCAM Devoitine D520C. В этом есть свой резон: как раз перед войной после национализации французскую авиапромышленность начали сливать в конгломераты, вроде нашего ОАК, но не так радикально. SNCAM – это Société nationale des constructions aéronautiques du Midi, состояла эта “Объединеная авиастроительная корпорация Юга” из одного “Девуатина”, так что название не особо привилось, тем более чем кроме как выпуском D.520C SNCAM ничем заметным не отметилась.

Eastern Express 1/72 Dewoitine D.520 C1 Eastern Express 1/72 Dewoitine D.520 C1 decal Ark
model 1/72 Dewoitine D.520C

English Abstract

Design work on D.520С has began in 1936 but due to reorganisation of French aviation industry first Armee de l’Air squadron recieved these aircraft only in beginning of 1940. So, only around hundred of them were used in the Battle of France. titlehough new Dewoitines was comparable to german BF-109, there were few of them and France surrended to quickly. After the armstice Germans allowed Vishi to produce fighters for their air force, and many squadrons both in France and colonies were equipped with D.520C and even fought on them against British – former allies – in Syria.

After German invasion to Vishi’s France in 1942 production of D.520 continued under Nazi control, and some new-built and captured aircraft was transferred to Italian and Bulgarian air forces and even to the Luftwaffe, where some Dewoitines served as advanced trainers. In France in the same role they continued to fly well to the beginning of 1950s.

If D.520C was the best French fighter, the FROG’s kit of it is the worst – at least the worst D.520 kit in 1/72. There are many issues in dimensions and shape, poor detailing, so correcting them all is pointless, but if you dare to build this kit, you had at least to make nose of aircraft slightly more aerodynamical – as it was on real thing. If you also engrave new panel lines, the end result will, may be, not the D.520C, but distinctive Dewoitine!

In soviet times kit comes in bags with NOVO (rarity!) or Novoexport’s leaflets – for export – and in box in typical DFI style for ‘inner use’.. Box could come with or without decals, and decals can be original or poor quality copy, it seems that such copy in mid-1990s even was available separately with instructions for painting and markings.

Choice of decal’s variants is strange: “one vishist and one fascist”. Of course, Vishi’s aircraft is colourful, and Italian is exotic, but how this axis aircraft passed by before soviet censor’s eyes? It seems that censor has saw only top artwork, where D.520C in 1940 markings fly before German Dornier – and this was politically correct for him. But on original FROG’s artwork this Dewoitine was in Vishi markings (same as on back of the leaflet) and all scene depicts not fight, but rendezvous of “almost allies”...

Now this kit produced by Eastern Express with decals for three Vishi’s aircraft (one from naval AC1 squadron).There were rumors that D520C next time will be reissued by Ark Models, but till now it available only in EE package..


Thank you for donation! Спасибо за поддержку!



CTA Models - Deacals for aircraft kits


Locations of visitors to this page