76026 Blackburn Skua F162 English abstract
Донецкий завод игрушек / Донецкий завод игрушек

1/72 Skua Mk.II. NOVO Aircraft kits.

Блэкбёрн Скьюэ. Модель НОВО

Novo 1/72 Skua - Instruction leaflet  Novo 1/72 Blackburn Skua - инструкция по сборке модели 

Идея самолета на все случаи жизни возникла, видимо, еще в Первую мировую, и, несмотря на изначальную ущербность, существует до сего дня. Причины бывают самые разные – от нехватки денег на стаю специализированных машин до… нехватки места. На авианосец ведь помещается ограниченное количество машин, и так хочется, чтоб каждая из них была «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Некоторые функции действительно  с тем или иным успехом удавалось совмещать (скажем, бомбометание и разведку), но чтоб все и сразу…

И тем не менее такие примеры были. Из более современных – A4D (A-4) Skyhawk, а в 1930-е – машины фирмы Hawker семейства Hart.

Это было и вправду «все в одном» – легкий бомбардировщик, разведчик, истребитель, гидросамолет. Палубная разновидность «Харта», Osprey, вдобавок еще и могла летать с авианосца, так что успех был обеспечен. Была, впрочем, одна проблема – наличие на борту второго члена экипажа.

То есть в большинстве случаев он был весьма полезен, и проблемой становился только в истребительной ипостаси. Ведь второй джентльмен на борту уже сам по себе добавлял самолету веса, а вторая кабина со всем оборудованием, включая пулемет – и подавно, да и аэродинамика несколько страдала. В результате «истребитель» мог перехватить максимум вражеский бомбардировщик, а с одноместными «коллегами» связываться ему не рекомендовалось. Это, впрочем, британских флотоводцев волновало мало: откуда вражеский истребитель в открытом море?!

Тем не менее поначалу здравомыслие побеждало, и наряду с двухместным «Оспри» в серию пошел одноместный Nimrod. Из всех британских авианосцев только «Гермес» оснащался исключительно двухместными машинами, и не без резона: корабль тусовался преимущественно в районе Сингапура и занимался поддержанием порядка в колониях, для чего «универсальный солдат» подходил как нельзя лучше.

А потом, ко второй половине 1930-х, чувство меры изменило адмиралам. У них был Sea Gladiator, но он считался только временной машиной – до поступления в достаточных количествах двухместного чудо-истребителя от фирмы Blackburn.

Оно, это чудо, задумывалось сразу в двух вариантах, причем второй, известный как Roc, был оснащен здоровенной четырехпулеметной турелью и оказался полным дерьмом, пригодным в основном разве для буксировки воздушных мишеней (после демонтажа турели, естественно). Его родной братец (старший) оказался несколько получше. Звали его Skua.

1/72 Blackburn Skua. NOVOEXPORT Kit

1/72 Блэкбёрн Скьюэ. Модель НОВОЭКСПОРТ.

Decal of Skua - NOVO kit Поверить, что это был истребитель, сложно – по внешнему виду машина (кстати говоря, первый британский серийный палубный моноплан) походила скорее на бомбардировщик. Более того, она была полностью приспособлена для бомбометания с пикирования. Она и славна как бомбардировщик, пустивший на дно немецкий крейсер «Кенигсберг», стоявший на якоре в оккупированном Бергене. Как бомбардировщик самолет был весьма неплох – проблема была в том, что это был истребитель, хуже того – единственный истребитель на авианосце!

И тем не менее именно этот истребитель, что любопытно, открыл счет воздушным победам британской морской авиации во Второй Мировой – 26 сентября 1939 года от огня четырех крыльевых пулеметов «Скуа» рухнул в море немецкий Do-18. Потом были еще победы, но в искусстве воздушного боя машина явно проигрывала своему тезке – чайке-поморнику (Stercorarius skua): ее жертвами становились обыкновенно неуклюжие гидропланы, а при появлении вражеских истребителей верхом мечтаний экипажей «Скуа» было уйти подобру-поздорову.

Немногим легче было пилотам Fairey Fulmar, который сменил «Скуа» в роли палубного истребителя. Также двухместный, «Фулмар» оказался еще хуже – уже не будучи даже условно бомбардировщиком, он «не дорос» еще до уровня нормального истребителя, зато потерял хвостовую стрелковую точку, с помощью которой экипажи «Скуа» нередко отбивались от «Мессершмиттов». Несколько лучше был снова двухместный Fairey Firefly, хотя он все равно уступал большинству одноместных машин и использовался в основном для атак наземных и надводных целей. К счастью, уже были и Sea Hurricane, и Seafire, и американская матпомошь…

Большинство советских моделистов так и не узнало бы никогда о существовании «Скуа», если бы не периодически появлявшаяся в продаже реплика, сработанная на пресс-формах ФРОГа. Эта модель, кстати, долгие годы являлась единственной в мире, и после того, как на Западе иссякли запасы оригинального ФРОГа, тамошним любителям пришлось покупать тот же пластик в пакетике, украшенном «лепестком» с лейблом  «Made in USSR».

В СССР форма находилась в Донецке, где «Скуа» и производили долгие годы. Качество отливок менялось мало – в отличие от упаковки. Дело в том, что кроме НОВО, «Скуа» одновременно паковался еще и непосредственно «Новоэкспортом» для продажи в странах соцлагеря, не входивших в сферу интересов NOVO. Именно с красным лепестком «Новоэкспорта» самолет чаще всего и попадался на отечественных просторах в советские времена.

Деталировкой НОВО-ФРОГовский «Скуа» не блещет. Да, модель эта восходит еще к 1964 году, но, согласитесь, полное отсутствие бомбового вооружения и держателей для него несколько странно для модели, проходящей как Dive bomber (именно так указано на упаковке и у ФРОГа, и у всех последующих перепаковщиков, наших и иностранных). Нету и характерного атрибута палубного самолета – посадочного гака. Интерьер близок к отсутствию…

Но даже то, что есть, скажем так, далеко от идеала! Вот двигатель – он не похож не то что на Bristol Perseus, а на авиационный двигатель вообще – скорее на колесо без обода с отчего-то ребристыми спицами. Хвостовое колесо имеет форму, настолько близкую к шарообразной, что никуда не годится. Створки шасси тоже чересчур толсты, впрочем, их вполне можно доработать. Но сначала надо что-то сделать с крылом…

Дело в том, что оно по хорде заметно уже, чем на прототипе – на полсантиметра или около того в масштабе, и чтобы устранить этот недостаток, придется попотеть. Еще изрядно придется потрудиться и над хвостовым оперением – там та же проблема…

Раскрыл глаза моделистов на это безобразие Ян Хантли на страницах английского Scale Aircraft Modelling, а до этого все верили вот таким сказкам:

«Модели Frog разрабатываются по не менее высоким стандартам, нежели их прототипы, причем во главу угла ставится точность их воспроизведения. При разработке пресс-форм специалисты Frog разыскивают необходимую для этого информацию в правительственных учереждениях и музеях, консультируются с экспертами и иногда даже с теми, кто ранее летал на прототипе будущей модели.

Перед началом изготовления пресс-формы разрабатываются 30 листов чертежей, а сами формы изготавливаются с фантастической точностью – до 1/10000 дюйма. […] Разработчики из Frog регулярно посещают авиазаводы для изучения тамошних технологий производства и проектирования .

Хотя модели Frog очень точные (вплоть до последней пуговицы на пилотской куртке), они очень несложны в сборке….»

Это сам Frog такое заявлял, вот вам их рекламный листок, хотите – переводите сами! На поверку, как мы видим, реклама оказывается тем, чем она в большинстве случаев и является – обыкновенным враньем. И недавняя (2009 год) история с Су-27 от ICM подтверждает, что подобные методы оболванивания до сих пор в ходу…

На этом фоне приятно смотрится остекление – благодаря рубленным формам и обилию плоских поверхностей оно получилось достаточно прозрачным и со временем не сильно деградировало. Но вот лобовое стекло там неправильное, и зачем-то в нем вырез сзади под пулемет…

Странная ситуация с декалью. Ее единственный вариант отображает «Скуа» на самом излете его карьеры – в учебной 759 эскадрилье, уже в «сухопутном» камуфляже. Неужто ничего поэкзотичнее нельзя было придумать? На том же рекламном листке изображен цветастый довоенный «поморник» из 803-й эскадрильи – но ни у ФРОГа, ни у НОВО и «Новоэкспорта» его не появилось, более того, у «Новоэкспорта» иногда декали в комплекте вообще не было!

Впрочем, на фото прототипа мы видим бортовой код S, которого нет в декали, так что она на деле изображает самолет даже не из эскадрильи, а из авиапарка…

Сдается, что это традиция. В довоенной линейке ФРОГа в серии Penguin (1939 год!) также был «Скуа», и снова нестроевой – судя по окраске, буксировщик мишеней…

Несмотря на свою неточность и примитивность, модель неоднократно перепаковывалась. Первым (не считая перепаковок в бытность ФРОГа), кажется, был репак самого ДФИ – в новой коробке, с новой инструкцией и с новой декалью. В ней (о радость!) фигурирует не только уже знакомая нам коричнево-зеленая машина, но и аппарат из 803-й эскадрильи, серебристый, с идентификационной полосой. Только в инструкции она обозначена как чисто синяя (что приличествует авианосцу «Корейджес»), а в жизни 803-я тогда летала с «Арк Ройала» и полоса была сине-красно-синя. Но это не критично – все равно ее в декали нет, только белый номер. Качество изготовления декали не слишком высокое, но по тогдашним меркам вполне приемлемое.

В комплекте от «Восточного Экспресса» декаль тоже была – на 800-ю эскадрилью  с «Арк Ройала» (в камуфляже и, кажется, довоенный самолет), в традиционном для этого производителя качестве и точности.

Примерно в то же время  все тот же «Скуа» появился в коробках от именитого Revell, и дека там по качеству была гораздо лучше. Но вот варианты… Береговую 806-ю эскадрилью еще можно вытерпеть, тем более что ее самолеты все же участвовал в боях, совершая с Оркнейских островов налеты на цели в Норвегии, а позже «проветрились» в первом походе «Илластриеса» на Бермуды. Но нового появления на листе тренировочной 759-й эскадрильи душа вынести не может – где же боевые 800-я, 801-я или 803-я эскадрильи? Где самолеты с «Арк Ройяла», «Фьюриеса», «Глориеса»? Ну не везет «Скуа» по жизни…

Точнее, не везло, поскольку имеются более новые модели этого самолета – постарее от Pavla (не рекомендуется) и поновеее от Special Hobby. Там вам и декали (красивые, хоть и не всегда правильные), и детали, и все что хотите. ФРОГ же на этом фоне лишен единственного былого достоинства – уникальности, -  и, учитывая его недостатки, об этой модели следует забыть. Тем более что пресс-форма неизвестно где, неизвестно в каком состоянии и шансы на ее реанимацию, кажется, невелики. Но если вы фанат ФРОГ или НОВО – без такого, пусть убогого» «Скуа» вам не обойтись!

English abstract

FROG's Skua for a very long period was the only model of this plane. This Royal Navy's fighter/dive bomber, as it proved at the beginning of WWII, was not a very good fighting machine (especially in fighting role, in that it performed onboard HMS Ark Royal), but situation with model is much worse: it has noticeable narrower wings and horizontal stabilisers, almost unusable engine and poor detailing. But what you want from 1964 model?! And before Pavla and Special Hobby it was the only Skua in 1/72…
After FROG moulds have passed to NOVO and moved to Russia, Skua was produced at Donetzk Toys Factory (Donetzkaya Fabrika Igrushek, DFI). In that times it was packed not only by NOVO, but also by Novoexport (soviet member of joint USSR-English alliance) for selling in Soviet Block countries. This red strip package was most common in USSR, in most cases there was no decal inside package… In beginning of 1990s Skua for a very short period was packed in DFI own-designed box with a new instruction leaflet and new decal sheet, later it appears in Eastern Express and, surprisingly, Revell boxes. In both cases Skua was produced on unmodified FROG moulds, but the quality of mouldings, despite of age, was reasonably good. Main difference was in decal’s quality and options. Now production of ex-FROG Skua under any label is seazed, fate and location of moulds is not known, but, have in mind FROG's Skua inaccuracies and appearance of much better kits of this aircraft on the market, it isn't a big loss. Anyway, if you want to build this, you can easily buy one at very low price on e-Bay or other places like that…

Want to know more now– learn Russian!!! Or wait until we achieve considerable level in English… ;)

Как любитель палубных самолетов я, естественно, пройти мимо “Скуа” не мог, и в незапамятные времена купил один такой в упаковке “Новоэкспорта”. Помню даже где – в магазинчике на Автозаводской. Но после обретения чертежей Warpaint и выяснения всей тяжести ситуации с копийностью, от «Скво» (так я зову этот самолет ;) ) было решено избавиться. Поэтому модель была собрана (без особых хлопот, «как есть»), покрашена и продана. Поскольку декалей в комплекте не было (до последнего времени я был уверен, что их не было вообще в природе), пришлось фантазировать и делать нечто «по мотивам», образцом стала довоенная машина из 800-й эскадрильи, вот только декаль, включая регистрационные номера, была позаимствована у НОВОвского же «Свордфиша».

Чувствую, что рано или поздно придется предаться ностальгии и собрать еще один, а то и два – благо мне их уже подарили. Ну да поживем-увидим…
Snorry.

Фотографии модели Скуа предоставлены Рейнгольдом, основателем matchboxkits.org

Не припомню, что-бы модель Скьюэ или как её называют в обиходе Скуа, попадалась мне на толкучке. Но в 90е гг. я приобрел её. Очевидно форма эксплуатировалась умело и посему модель до сих пор в более менее приличном состоянии. При желании можно сделать самолет со сложенным крылом, конструкция модели позволяет это сделать, хотя в инструкции на это даже нет намёка. Как ни странно, но голубой лепесток НОВО, встречался гораздо реже красного НОВОЭКСПОРТ, который так-жездесь представлен. В настоящее время модель продается в упаковке "Восточный Экспресс", так-же несколько ранее Skua продавался под лейблом Revell.
UPD: в данный момент (2008) прессформа на модель утеряна похоже окончательно. Как альтернативу, можно поискать модель от Pavla, ФРОГ, Ревелл на различных аукционах.....
UPD 2014: Пресс-форма модели Скуа находится во владении фирмы ARK models
Etendard.

Thank you for donation! Спасибо за поддержку!



CTA Models - Deacals for aircraft kits


Locations of visitors to this page