76095 1/144 BAC (Vickers) Super VC10 F140
Донецкий завод игрушек, Харьковская игрушечная фабрика???/???

Без сомнения можно сказать, что это была не просто одна из самых редких моделей НОВО, а фактически абсолютно недоступная. Если такие раритеты, как «Москито», «Гладиатор» и «Оксфорд» мне все-таки удалось добыть спустя годы поисков, то VC10 просто не было. Он стал раритетом с самого начала, как появился в списках НОВО.  Еще в советские времена, когда я был начинающим коллекционером, я слышал на клубе разговоры «бывалых», один из которых утверждал другому, что у него якобы есть такая модель, но он ее ни за что не продаст, «даже за 15 рублей»! За почти 15 лет собирания НОВО,  мне всего 2 раза встречалась коробка от этой модели. Первый раз ее продавали в составе большой коллекции редких нововских коробок, которая стоила 500 советских рублей (там были такие редкости, как коробки на «Букканир», «Си Виксен», «Комета 4», «Спирит оф Ст. Луис», «Дельта», «Бьюфорт»). Второй раз я не успел подбежать, оказался вторым - коробку увели из под носа. А вот декали на эту модель долгое время продавались на клубе по причине того, что они были ни кому не нужны – модели-то не было совсем. Тем приятнее мне было, спустя столько лет поисков, наконец,  приобрести на аукционе ebay эту модель по весьма приемлемой цене - $100, а с учетом пересылки в Москву итоговая стоимость модели составила $155. Сразу же,  после окончания моего аукциона, появилась еще одна модель, которая была продана за 61 фунт, что составляет примерно 100 с небольшим долларов. Эта модель является редкостью не только в варианте НОВО, но и в оригинальном исполнении ФРОГа. В целом, если поискать по интернет-магазинам, разброс цен на эту модель составляет от 62 долларов США до 250 фунтов. Самые дешевые – нововские, оригинальный ФРОГ может стоить порядка 100 фунтов, а самая дорогая модель в люксовом исполнении – так называемый «иллюминированный» VC10, который снабжался комплектом лампочек для подсветки (подсвечивался салон и бортовые огни). К сожалению, по этому варианту нет подробных данных. По деталировке, из всего семейства фроговских авиалайнеров серии «Commercial Air Liners», VC10, пожалуй самый деталированный – 76 деталей (в варианте Фрог с подставкой – 80). Расшивка внешняя, но это его не портит. Выполненный в том же масштабе 1:144 фроговский же Боинг 707 выглядит полнейшими дровами. (Здесь я не соглашусь. прим. Etendard) Следует отметить наличие прозрачных иллюминаторов, 4-х дверных проемов в фюзеляже и двери, выполненные отдельно, есть 2 перегородки, одна отделяет кабину пилотов от салона, вторая, скорее всего технологическая, расположена в середине фюзеляжа, возможно в ней закреплялась лампочка подсветки салона. Характерные круглые отверстия под электропроводку расположены в фюзеляже и крыльях в месте их стыка. Имеется также вращающийся руль поворота, отдельно монтируемые рули высоты и элероны. Особенно мне понравились крылья с предкрылками и закрылками и основное шасси. Модель выпускалась Фрогом в следующих вариантах:
F135 Super VC10 East African Airways
F140 Super VC10 BOAC

Но для НОВО избрали вариант авиакомпании British Airways, но мой взгляд, он красивее, чем BOAC. Немного о прототипе - «Прототип VC10 совершил испытательный полет в июне 1962 года, а в апреле 1964 года поступил в эксплуатацию в авиакомпанию BOAC на западно-африканское направление. Super VC10, созданный в 1965 году, был развитием стандартного VC10, длина фюзеляжа была увеличена на 4,27 метра, что позволило принять на борт 139 пассажиров, на 30 больше прежней версии. Было построено 21 VC10, которые были экстремально популярны у пассажиров и экипажей из-за расположения двигателей, которое позволяло свести к минимуму шум от их работы. Двигатели : 4 Роллс-Ройс Конвэй Rco.43 с тягой 10205 кг. Крейсерская скорость на высоте 9450 м – 935 км/ч. максимальная дальность полета: 11470 км.» (из инструкции НОВО). VC10 – шедевр и в то же время лебединая песня британского авиалайнеростроения. Пожалуй, ни до VC10, ни после него, в Англии не было создано ничего подобного. Впервые взлетевший в 1962, VC10 был британским заявлением на рынке реактивных лайнеров дальнего действия с четырьмя двигателями. Но это было слишком поздно, на пять лет позднее, чтобы конкурировать с уже широко известными Боингом 707 и Дугласом DC-8. И только 54  машины VC10 были когда-либо проданы, но технически, это был лучший качественный самолет, чем любой из двух американских реактивных самолетов. Таким образом, налицо технический успех, но коммерческий провал. VC10 был выгоден в конце 1960-ых и 1970-ых из-за его популярности у летающей публики. Были произведены две версии. Стандартный VC10 был построен и для коммерческого обслуживания и для нужд RAF, более поздний вариант VC10 Super был с фюзеляжем увеличенной длины, чтобы обеспечить дополнительное размещение пассажиров и топлива. После окончания коммерческой эксплуатации в 1981 году в British Airways, VC10 Super и оставшиеся VC10 Standards были куплены британскими Королевскими Воздушными силами и преобразованы в бортовые танкеры дозаправки, и именно в этой форме VC10 видел его лучшие дни. Позже, все RAF К.2 (ex-Standard) VC10 были сняты с обслуживания, в то время как K.3 и танкеры K.4 (ex-Supers) были оставлены и эксплуатировались приблизительно шесть лет перед заключительной отставкой. Несколько VC10-ых были сохранены в музеях в Великобритании и Европе.
Вот такая несколько грустная история.

Не менее грустную историю о судьбе пресс-формы VC10 в СССР поведал нам наш корреспондент, уважаемый Харон. Привожу его рассказ практически без изменений: «Самолет прибыл в СССР. После испытания на "Огоньке" с остальными попал на ДЗИ (Донецкий Завод Игрушек). Там ее никогда не лили, так как не было упаковки, а все модели шли в расчет с англичанами. Он пробыл совсем недолго в Донецке. Так как с Вайверном они были 41 и 42 пресс-формами в Донецке, их переслали в Харьков на Харьковскую Игрушечную Фабрику. Была такая политика, чтобы модели не концентрировались в одном месте, их разбросали по СССР. Но в Харькове не было оборудования (в Донецке стояли немецкие "КуАси"). Так и бросили их во дворе. Но когда выгружали ВЦ-10, она с крана навернулась и раскрылась. Так и бросили, в верх формообразующими, а модель старая, пресс-форма 60-ых. Коррозия пошла не по формообразующим, а как-то внутрь. Плюс утеряна одна вставка (крыло).
Там она собственно и умерла. Нашли их и стянули четыре харьковчанина. За главного был Рома. Он и занимался в основном реализацией. Вайверн кое-как восстановили и думали за счет его починить и ВЦ-10, но потом разругались между собой и бросили. Да и не выгодно было. Много их не продашь. Так и валяется у него в гараже. Он думал ее восстановить, но это стало стоить столько, сколько сделать новую. Она без обоймы. Одни формообразующие. Так вот этот Рома искал хоть что-то на ВЦ-10. Перерыл весь Союз и ничего не нашел. Искал даже в Англии по переписке. Все бесполезно. Искал с 1988 по 1992 год. Давал любую цену. Напряг массу людей. Особенно в Москве. Нашли только в Англии фроговскую боковинку коробки и декаль. В Англии за него мне предлагали 100 долл. за голый пластик!! И это для перепродажи!!! Потом сказали, что у них реально продать его за 150-170 фунтов! Вот такая вот история...»(Харон). В общем, финал печальный. Ну а те, кто все же хочет заполучить этот аппарат, могут попытать свое счастье на ebay. Пока еще VC10 встречаются, хотя и редко.
Udo.
UPD 2016: Киевская фирма Roden выпустила модель Super VC10 в масштабе 1/144, что может быть альтернативой для ностальгирующих по модели NOVO людей.
Etendard.

Thank you for donation! Спасибо за поддержку!



CTA Models - Deacals for aircraft kits


Locations of visitors to this page