F432 / 242 Grumman Wildcat Mk.IV
Кооператив "Модель" г. Минск / ISKRA г. Минск

 

Модель-копия истребителя

 

Декаль - Из основных американских палубных истребителей Второй Мировой F4F Wildcat гордо несет титул “отца” (напомню, что другими составляющими этой троицы был “сын” – F6F Hellcat и “святой дух” – F4U Corsair). Он действительно был отцом победы на Тихом океане – еще в 1942 году, когда  пилоты, летавшие на “бутылке из под сакэ” отважно вступали в бой с потребителями этого самого сакэ и добивались весьма приличных результатов. От огня пулеметов “Вайлдкетов” горели даже “Зеро” с опытными пилотами, не говоря уж о бомберах всех мастей. Один янки при острове Уэйк сумел даже отметиться победой над достаточно крупным кораблем – небольшая бомба, которую он сбросил, попала в груду глубинных бомб на  японском эсминце, после чего тот пошел прямиком на дно. Но “Кошка” воевала не только на Тихом океане, но и в Атлантике. Самолеты с американских эскортников охотились за подводными лодками, дырявя их рубки пулями пятого калибра, а вот английские F4F и FM (обозначение “Вайлдкетов”, выпускавшихся не Grumman, а General Motors) неоднократно валили “бошей” – от тяжелых разведчиков типа “Кондора” до легендарных “Мессеров”. Ну а раз самолет эксплуатировался в Англии, и массово, английская фирма FROG не могла мимо него пройти, и, естественно, сделала уменьшенную в 72 раза копию самой известной модификации - F4F-4. Бритты настолько расщедрились, что в комплекте модели дали и подставку. Вне зависимости, нужна она вам или нет, это хорошо – лишнего полистирола в хозяйстве моделиста не бывает! Правда, приходилось заботиться о том, чтобы в результате слишком усердной зачистки шва на брюхе не образовалась дырка… Деталировка ФРОГовского “Вайлдкета” подставкой не ограничивается, хотя и весьма примитивна. Например, пилот (имеется в наличии) “парит” в кабине на каком-то странном кресле, сопряженном с ручкой управления, а мотор, хоть он и сделан двухрядным, это такое г… - ну да все на фото видно. В комплекте имеются даже подкрыльевые баки, которые, правда, предстоит еще долго доводить до ума – но все же они есть! Стойки шасси – фирменная груммановская “втяжная трапеция” -  сделаны в меру аккуратно, хотя, конечно, технологический процесс литья даже сейчас удовлетворительный по копийности результат все равно не даст. Ну и фонарь… Толстоват он. И видно через него немного… А в остальном – довольно симпатичная и похожая на себя модель.

 

Инструкция Wildcat instruction sheet - Другую – а именно “Хасегаву” – достать было в течение многих лет затруднительно, и альтернативы ей в России не было. Тем более что ФРОГовская модель, как и многие ее сородичи, стала “наша”. Пресс-форма “Вайлдкета” была приобретена у ФРОГа во времена СССР и попала в Минск, на тамошний завод. Что там с ней делали – непонятно. Как оказывается, F4F-4 там все же отливался в самом начале 1980-х под названием “самолет-истребитель”, причем ради экономии пластика еще тогда были заглушены питатели, ведущие к подставке. Кроме того, уже в изданиях того времени заметен сильный износ пресс-формы. Попала ли она в таком виде в СССР или ее довели до такого состояния уже здесь?  Как бы то ни было, но на Запад “Вайлдкеты”, кажется, не поставлялись - тем более что британские партнеры не успели напечатать для них инструкции, коробки и декали. Соответственно, под лейблом НОВО  (там она должна была иметь индекс 78-107) «Коты» не появлялись. Возвращение ФРОГовского F4F-4 произошло только в самом конце 1980-х, с появлением (и, главное, легализацией) понятия “частный предприниматель”.  Лил F4F-4 в том же Минске, как рассказывают, едва ли не в гараже (но вроде бы на отреставрированной пресс-форме) господин Исмагилов под вывеской кооператива “Модель”, снабжая коробкой и декалью на один вариант из VF-3. Надо отметить, что в комплекте этой модели шла еще огромная инструкция с чертежом и с подробной историей создания и применения самолета (немаловажное дело при тогдашней нашей безграмотности) и веселой припиской, что еще один “Вайлдкет” можно получить в обмен на 800 граммов литников от моделей отечественного производства! Потом, правда, “обменный курс” был дезавуирован и “Вайлдкеты” шли только за деньги.

 

1/72 F-4F-4 Wildcat - Iskra kit 1/72 F-4F-4 Wildcat - Iskra kit

 

1/72 F-4F-4 Wildcat - decal of Iskra kitВ начале 1990-х фроговский F4F-4 появился в Москве в другой упаковке. На “капитальной” коробке из плотного картона значилось имя Iskra, но логотип в целом имел некоторое сходство с логотипом НОВО, да и дизайн  и цветовую гамму коробки можно также связать с этой британской фирмой. Содержимое в целом осталось прежним – были и модель, и декаль, и инструкция. Инструкция, правда, была очень небольшая с мелким текстом (экономия!), а декаль имела весьма посредственное качество – и в плане качества поверхности, и в плане наличия сдвига цветов. На нижней стороне коробки в красках (не совсем, правда, верных) изображались оба предлагаемые варианта – американец с авианосца Block Island (видимо, из VC-55) в атлантическом камуфляже и «пятнистый» британский Martlet IV (“Мартлетом”, сиречь не то ласточкой, не то стрижем, назвали самолет сами англичане (традиция!), но в конце войны тоже стали звать F4F «Вайлдкетом») из, кажется, 846-й эскадрильи, с «полосами вторжения». Модель не представляла собой особой редкости и стоила недорого; однако потом она пропала и всплыла уже в коробках от «Восточного Экспресса». Откуда ВЭ брал отливки – загадка, но брал, и комплектовал и инструкцией в своем фирменном стиле, и достаточно пристойной по качеству декалью на три варианта. Это были морпеховский F4F-3 из VMF-224 с Гуадалканала (а модель-то все-таки F4F-4!), «атлантический» FM-1 (снова не F4F-4!) из VC-12 с авианосца Core и, наконец, именно что F4F-4 из VF-9 с авианосца Ranger времен высадки в Северной Африке. Отрадно, что в декали была и техничка в достаточном количестве. Плохо же было то, что выпуск этой модели был достаточно ограниченным, и в продаже она продержалась недолго. Впрочем, на «вторичном рынке» модель от ВЭ еще можно купить, появляются и более ранние издания в разной степени комплектности. Произойдет ли новое явление ФРОГовского «Вайлдкета» народу – неизвестно, как неизвестно и местонахождение и состояние пресс-формы на него.

 

1/72 F4F Уайлдкэт - Восточный экспресс

 

Декаль 1/72 F4F Уайлдкэт - Восточный экспресс

 

Зато его корейский собрат на прилавках модельных магазинов представлен в изобилии и совсем недорог. Дело в том, что фирма Academy уже долгие годы выпускает модель F4F-4, являющуюся копией ФРОГа. Но копией, как водится, ухудшенной. Дабы не заморачиваться с авторскими правами, хитрые корейцы изменили расположение деталей на литниках, после чего снабдили получившуюся “новую” пресс-форму табличками с названием фирмы. В принципе, от перемены мест слагаемых сумма не меняется – но не в этом случае. В процессе копирования некоторые фрагменты модели (лопасти винта и руль направления, который у ФРОГа был цельным, а здесь – из двух половинок) “замылились”, а вдобавок азиаты вздумали осовременить отливку, снабдив ее внутренней расшивкой взамен наружной. Делали это они столь рьяно, что канавки появились не только там, где они вполне уместны, но и на хвостовой части фюзеляжа, где листы обшивки шли не встык, а внахлест, и даже на поверхностях управления! Эти последние на прототипе были покрыты полотном, и теперь там, где была чуть выпуклая киперная лента, красовались траншеи для некрупных вшей. Да и сама расшивка  кое-где (вблизи законцовки на нижней поверхности левой плоскости), скажем так, далека от идеала, а попросту нанесена криво. Но особый шедевр корейцев – колеса. У ФРОГа они были сделаны из двух половинок каждое (чтоб можно было насадить на ось и они б еще и вращались), так косоглазые перепутали внутренние и внешние поверхности колесных дисков! Теперь надо сверлить дырки там, где их нет, и заделывать там, где они есть… Причем та же ошибка повторена и в инструкции! Инструкция невелика, но вполне достаточна, со схемой окраски единственного предлагаемого декалью варианта – того же, что и у «Искры», «атлантического» самолета под номером 4. Декаль жуткая, стоит колом, к пластику липнуть отказывается, так что можно считать, что ее вовсе нет. Эти же отливки фигурировали и в комплекте старой модели FM-2 (последняя и наиболее массовая версия “Вайлдкета” с более мощным двигателем и увеличенным килем) чешской MPM, там к ним в дополнение имелся только новый фюзеляж и декали. Вот такой у нашего “Вайлдкета” братик-уродец. Поэтому будет лучше, если ФРОГовская модель снова вернется в оборот. В низовом сегменте рынка ей альтернатив не будет, а отличия от Хасегавы и более нового Hobby-Boss не так велики…

 

FROG F242F 1/72 Grumman Wildcat - bagged

 

FROG F432 1/72 Wildcat Mk.IV

 

FROG 1/72 Grumman Wildcat - bagged kitМне эта модель впервые попала в коробке «Искры» давным-давно, и я ее, естественно, вскоре собрал. Больших трудностей в сборке не заметил, хотя, конечно, с шасси пришлось немного повозиться, и сделать колеса вертящимися я, кажется, так и на смог, залив все клеем. Красил кистью в два цвета, как было нарисовано на коробке, и вместо белого у меня получилось светло-серо-голубое брюхо, а сверху «Кошка» оказалась светло-голубой, как на коробке. Да вот беда – по настоящему это был как раз серый цвет… Вариант этот я выбрал потому, что декаль на англичанина была просто ужасна. Да и тут цифры были напечатаны на белом фоне, который пришлось изнутри четверок вырезать лезвием. Но собрал и даже ухитрился потом продать знакомому. Дома у меня сейчас две искровских коробки, но откуда вторая – не помню, и все тут. И не помню, чтобы я второй раз собирал ФРОГ. Второй раз я собирал “Академи”, но поскольку их винт и руль направления серьезно пострадали в ходе передера пресс-формы, я решил делать не F4F-4, а FM-2, позаимствовав новый мотор у ФРОГовского же B-17. Большую часть капота делал сам из полистирола от холодильника, то же касается и увеличенного киля и руля направления. Конверсия позволила обойтись без радиаторов под крыльями и окошек в фюзеляже, зато пришлось делать новые лопасти винта и заметно изменить геометрию подвесных баков. Ну и с «расшивкой» повоевать. Результат получился не слишком, отчасти потому, что по глупости своей я доверился исключительно чертежам, которые были в плане капота совершенно неверными. А ведь сначала тужился, интерьер по образцу старого травления Airwaves делал – ну да его все равно не видно, потому что фонарь пришлось обтачивать напильником оттого, что перед у него почти круглый. А ведь там было плоское бронестекло! А с шасси как бился! Колеса утолщил, стойки из тянутых литников собирал, в фюзеляж вставлял…  Кстати, довольно прочное шасси получилось: даже после падения на модель выставочного стенда оно сломалось не полностью и было восстановлено, хоть и не в прежнем блеске. Но увы, модель эта неправильная и недостатков в ней куда больше, чем достоинств. Но зато она каждый день напоминает мне о том, что чертежам доверять нельзя – только фото!!!
Snorry.

 

Academy 1/72 Grumman F4F-4 Wildcat

 
 

F432 Grumman Wildcat Mk.4

Thank you for donation! Спасибо за поддержку!



CTA Models - Deacals for aircraft kits


Locations of visitors to this page