F240 Lockheed PV-1 Ventura English abstract
Донецкий завод игрушек / Донецкий завод игрушек

Когда я первый раз увидел Вентуру, то подумал что это Хадсон, только ...неправильный :-) Модель была достаточно проста в сборке, и была сделана мною в варианте US NAVY. Источником информации послужила копия схемы окраски сделанной от руки, которую я приобрел в первой половине девяностых годов в московском клубе. Если верить утверждению одного из продавцов на Ebay, то FROG выпустил не более сотни моделей Ventura. Так ли это на самом деле, вряд ли можно проверить. Однако в каталоге 1975 года Ventura была заявлена как новинка. Волею судеб пресс-форма оказалась на Донецком заводе игрушек где и выпускалась модель, в страшной коробке и с убогой копией фроговской декали. В середине девяностых годов, кто-то придприимчивый сделал упаковку для донецкой PV Ventura в виде коробки желтого цвета где на фоне аллегорической "сетки" была изображена Вентура с американскими опознавательными знаками. В таком виде эта модель поставлялась в "Хобби холдинг" где я в то время работал. Несмотря на изображение на коробке, внутри находилась копия декали ФРОГ которой комплектовались донецкие изделия. Так же модель перепаковывалась Chematic и несколько позднее "Восточным Экспрессом". "Экспресс" оформил свою Вентуру по мотивам модели Academy/Minicraft. Ну а Академи.... при том что в пластике между Ventura от FROG и Academy есть небольшие отличия, сомневатся в том, что именно модель FROG послужила исходником для модели Academy не приходится. Корейско-китайско-американское изделие можно встретить в разных коробках, причем модель отличается не только ОЗ но и модификациями. Возвращаясь к модели FROG остается лишь констатировать, что судьба пресс-формы не известна.
Etendard.

Восточный Экспресс 1/72 PV-1 Вентура

Eastern Express - ex FROG PV-1 Ventura decalКажущаяся на первый взгляд парадоксальной идея переделывать пассажирские самолеты в военные родилась в 1930-е, но буйным цветом расцвела в годы Второй Мировой. Цветет и пахнет она и сейчас.

Впрочем, до создания ударных самолетов на базе авиалайнеров нынче не доходят, ограничиваясь патрульными, разведчиками всех мастей и заправщиками. А вот в войну и такое бывало, и результатом самой, пожалуй, удачной переделки такого рода стал Lockheed PV-1 Ventura.

Машина, чьим непосредственным предком был пассажирский L-18 Lodestar, довольно эффективно использовалась вплоть до 1945 года как бомбардировщик, штурмовик и патрульно-противолодочный самолет. Да, в европейском небе самолет не стяжал какой-либо славы, зато на Тихом океане «Вентуры» развернулись вовсю, громя позиции японских войск и корабли, которые пытались эти войска снабжать. Даже в качестве истребителя  машине сопутствовал некоторый успех!

Отдельная история – участие PV-1 в налетах на Курилы, которые были если не чистым самоубийством, то по крайней мере игрой в русскую рулетку. Жуткая погода северной части Тихого  океана, почти предельные расстояния от базы до цели, полет над морем, который при повреждении машины зенитками или истребителями не сулил ничего хорошего – но бомбы «Вентур» раз за разом обрушивались на японцев. Война на «забытом фронте», как сами американцы иной раз называют Алеуты, не обходилась без потерь, но, на счастье американских пилотов, неподалеку имелась нейтрально-дружественная Камчатка. Нейтральность ее проявлялась в том, что севшие там в более менее целом виде машины интернировались и оставались в СССР (на некоторых потом появлялись красные звезды и уже советские экипажи), а дружественность – в том, что пилотов без особых проблем отправляли, пусть и кружным путем, на родину. Останки разбившихся или списанных «Вентур» до сих пор гниют на Курилах и Камчатке…

Ventura new item in 1975 FROG catalog Где гниет (или, наоборот, заботливо хранится залитая маслом) прессформа на «Вентуру», о которой пойдет речь далее, точно неизвестно, но она где-то рядом – по крайней мере, ближе, чем Камчатка. А «прилетела» она к нам, естественно, из Англии, от FROG.

Но вот под этой торговой маркой модель, как говорят, вообще официально не выходила! Дело в том, что ФРОГовский PV-1 – достаточно поздняя модель, года эдак 1975, и на момент банкротства британской фирмы  она только готовилась к выпуску. То есть пресс-форма и отливки были, сделали коробки и декали, а до инструкций руки не дошли. Поэтому и полноценной продажи не было.

Так что свеженькая форма благополучно отправилась в СССР, где попала на Украину, в ДФИ.

Тут ей снова повезло. Поскольку НОВОвских коробок и инструкций не было (декали у нас были, остались от ФРОГа и были переданы советской стороне), то и продавать такую продукцию на Запад было невозможно, а тратить деньги на разработку недостающего – лень. Соответственно, модель не вышла на поток – и не пошла в расход. На внутренний рынок «Вентура» поставлялась не слишком большими партиями, и пересс-форму не убили. Даже самые последние выпуски модели (она шла уже под маркой «Восточного Экспресса») отличались хорошим (если не считать колпака многострадальной верхней турели) качеством остекления.

Сама модель отлита довольно аккуратно, внешняя расшивка на мотогондолах дополнена имитацией клепки. Там, где расшивка внутренняя, она весьма толстая, и если на крыле и оперении с этим вполне можно мириться (за исключением триммеров), то на двери на левом борту фюзеляжа – категорически нет. В кабине имеются зачатки интерьера в форме закабинной перегородки с некоторой имитацией дверного проема, традиционного ФРОГовского кресла и даже пилотского штурвала.

А вот в стрелковых точках с деталировкой туго. Пулеметы даны скрепленными попарно стволами, в нижней стрелковой установке приклеиваются прямо к остеклению. В верхней установке мы видим совсем жуткую картину, ибо там сидит стрелок. Как такого беднягу взяли в авиацию – не понять, ибо ноги нечастного ампутированы чуть ниже колен, да и вместо кистей рук явные протезы (а вот пилот, который также имеется в комплекте, вполне «комплектен»). Но, с другой стороны, если ноги не отрезать, то стрелок никак не поместится внутри турели, пол которой отстоит от «потолка» на 87 сантиметров, а кисти будут мешать установке «пулеметов»…

Для оживления внешнего вида предусмотрены подвесные топливные баки. И в целом, несмотря на отсутствие излишеств, модель производит вполне приятное впечатление – типический образчик середины 1970-х…

FROG 1/72 Ventura P.V.1.

Касательно комплектации... НОВОвских коробок, как уже было сказано,  не существовало в природе, и взамен на ДФИ создали свою, в традиционном стиле раскрашенного лубка. Инструкции также доморощенные, видимо, на основе ФРОГа. Часто модели шли вообще без декалей, но иногда они все же были. Вероятно, поначалу модели комплектовали тем, что досталось от ФРОГа, позже – ухудшенной копией этой декали. Она на два варианта, довольно специфических, ибо среди нет ни одного «американца»!

Номер один, изображавшийся на ФРОГовской коробке – машина из 13 эскадрильи ВВС Австралии, ничем особым не славная, кроме того, что Австралия была доминионом Великобритании, а Великобритания – родиной FROG… «Номер два – вообще примечательная личность», ибо он ничем не примечателен, кроме того, что это аппарат 1944 года с маркировкой Свободной Франции, морской эскадрильи 6F, в «атлантическом» камуфляже.

«Восточный Экспресс» устранил несправедливость, допущенную ФРОГом по отношению  к американским морякам, дравшимся на «Вентурах» – оба самолета из их декали  янки, один с Алеут, из VB-136, другой, тот, что с «татуированным» во всю «спину» осьминогом, с Иводзимы, из VPB-133. Другое дело, что по крайней мере эта последняя машина имела некоторые вполне заметные полевые переделки, о которых, разумеется, в инструкции к модели ни слова.

Что касается копийности, то тут ситуация  не слишком приятная. Хотя модель в целом передает характерный облик «Вентуры» - соединение сглаженных линий пассажирского самолета с  торчащими в стратегических местах стволами пулеметов, - в мелочах она довольно заметно отличается от прототипа. Конечно, можно пытаться пилить – но ведь есть пусть несколько более дорогая и с той же деталировкой, но более точная модель от Academy…

Как уже было сказано, где теперь пресс-форма, не известно, возможно, отлитые на ней самолеты еще всплывут на российских просторах по весьма демократичной цене. Учитывая это и то, что даже будучи «неправильной», ФРОГовская «Вентура», несомненно, красива, эта модель вполне достойна приобретения и сборки.
Снорри.

FROG 1/72 Lockheed Ventura Lockheed Ventura - decal sheet of FROG kit

English abstract. (Snorry)

It's not uncommon when civil airliner becomes of military aircraft. Now we see patrol aircraft, aerial tankers and reconnaissance planes of various kind, based on civil machines like Electra, B707, A330 and so on. In WWII time, of course, also there were many such conversions, and probably one of the best of all was the Lockheed PV-1 Ventura, based on civil L-18. The plane performed well in naval strike bomber role, and was widely (and with considerable success) used by Americans and Commonwealth countries until the end of war in the Pacific.

Scale model of the Ventura was one of the last FROG produced, and at time of their bankruptcy there was no instruction leaflet printed yet, and model was never officially sell under FROG label. Almost new moulds were transferred to USSR, to Donetzk Toys factory (Donetzkaya Fabrika Igrushek, DFI), where Venturas since has produced for a very long period. But, again, there was no NOVO boxes and instructions – just small amount of ex-FROG decals. It was not enough to sell this model on international market, and Russians prefer not to spent money to develop and print new boxes and instructions, but to produce this kit for domestic market only. It usually comes in typical DFI-style box, firstly, probably, with original FROG's decals, and later with poor quality copy of that one.

Later this same mouldings was packed by Eastern Express, with new decals, depicting American machines (FROG decal sheet has only Aussie and, surprisingly, Free French Navy variants). Quality of mouldings up until the end of production was reasonably good, with very little signs of moulds degradation. Clear sprue was also good and really clear -–unlike many other ex-FROG kits, produced in Russia.

For some time there was no other Ventura in 1/72, and, despite some outline inaccuracies, this kit was welcome addition to collection of US Navy planes. But after appearance of Academy's PV-1, ex-FROG Ventura lost much of it value in the eyes of most modellers. There was for some time incorrect opinion that Korean kit is just 1:1 copy of old FROG, like their Wildcat, but in fact there is not. Yes, details layout of Academy's Ventura is very similar to FROG one, but fuselage is completely new and more correct. Also there are lot of details, missing in FROG kit, so Academy is a model of choice (until one of Czech short-runners will make their own PV-1). But if you already have «russian» Ventura – build it! It's really pretty bird, combined sleek lines of airliner and bomber weaponry, and in elegant three-colour US Navy camouflage looks very good. As for the fate of ex-FROG moulds, their location and condition is not known, but possibly it can reappear on the market under one of Russian labels like Eastern Express or Maquette…
Want to know more now– learn Russian!!! Or wait until we achieve considerable level in English… ;)

В свое время я собрал одну «Вентуру» выпуска ДФИ, впечатления были весьма положительные, особенно от остекления. Декаль также порадовала наличием самолета французской морской авиации – нечасто такое встречается! Именно поэтому ту «Вентуру», купленную вроде в «Детском мире» и предназначавшуюся для продажи, я сделал в австралийском варианте – его, в отличие от француза, было не жалко. Получилось вполне сносно, хотя красил еще кисточкой. Надо, ой надо сделать еще одну, да в атлантическом камуфляже!
Снорри.

Thank you for donation! Спасибо за поддержку!



CTA Models - Deacals for aircraft kits


Locations of visitors to this page