Статья Сергея Свинкова опубликованная в журнале М-Хобби #4 (Весна 1995), в которой автор изложил своё видение истории NOVO и моделей производившихся на английских пресс формах в СССР. Публикуется с ведома автора.


Неизвестная NOVOCегодня содержание этой рубрики будет соответствовать ее названию «на все двести» — мы поговорим о фирме, с которой практически у каждого советского (см. название рубрики) любителя связаны самые нежные воспоминания. И хотя происходило все это, казалось бы, совсем недавно, это уже история. Именно с продукции этой фирмы началось массовое увлечение масштабным моделизмом в этой (простите — в той) стране. Да, модели производились и до это­го, но продавались лишь в крупных го­родах, вроде Москвы и Ленинграда и потому, наверное, наш читатель из Новороссийска посетовал на статью во втором номере («Танковый прорыв»), заявив, что Т-34 «ходили косяками» только в Москве, а моделистам из мно­гих других городов продукция «Огонька» была недоступна. Все правильно — так оно и было. Мне трудно судить о том, что было в других городах, зато здесь была «толпа» — пятачок около «Детского мира», у выхода на гостиницу «Берлин» (теперь «Савой»), где в теплые майские дни, под газировочку из близлежащих автоматов (любители чего покрепче бегали в сороковой гастроном за здание КГБ), десятка два завсегдатаев вели нескончаемые беседы, малопонятные непосвященным. Ох уж эти мне «бакинские «Вампиры» (приходило ли в голову ребятам с Dehavilland, что их детище будут так называть?), ох уж эти «Меняю F196 на F182», ох уж эти цены... Сдается мне, доктор Ватсон, что Вы сегодня были па толпе и промотали там все свое состояние. Гениально, Холмс, но как Вы догадались? Элементарно, Ватсон — у вас подмышкой коробка с донецким «Харриером». «В «ДОМИКЕ» - WHITTLEY!» -раздавался боевой клич, и компания брала штурмом автобус и летела в «Дом игрушки», чтобы успеть запастись желанной моделью. Впоследствии толпа переместилась к противоположному выходу — на площадь Дзержинского, где под осуждающим взглядом «железного Феликса» особо бессовестные продавцы торговали «Эрзац-Москито» — местным изобретением, идея которого заключалась в том, что широко распространенный DH Hornet упаковывался в коробку от почти мифического DH Mosquito, и этот номер часто проходил из-за сходства машин. И если с продукцией фирмы Novo большинство моделистов хорошо знакомо, то об истории ее известно весьма немного, кроме того факта, что это советский производитель моделей FROG. К тому времени, о котором идет речь, FROG был отделением британской фирмы Rovex. Вопреки распространенному мнению, FROG не был большой компанией: в середине семидесятых годов 70 процентов сбыта пластиковых моделей в Великобритании приходилось на изделия Airfix (историю этой старейшей фирмы мы расскажем вам в следующем номере), и лишь 30 процентов делились между остальными производителями (в том числе иностранными). С 1974 года на этот рынок мощно вторгся Matchbox, уже всемирно знаменитый своими металлическими моделями автомобилей, и, как следствие, имевший развитую сбытовую сеть. Для старого доброго FROG оставалось все меньше места, и у Rovex это становилось все большей головной болью.

Решение пришло оттуда, откуда его никто не ожидал — из России. В начале семидесятых годов на XXIV съезде КПСС было принято решение об уве­личении объемов выпуска детских игрушек и товаров для технического творчества, для чего предполагалось привлечь и западные компании, имеющие опыт производства таких товаров и необходимую оснастку. Пластиковые модели, например, в стране производились, но их требовалось больше, гораздо больше, чтобы обеспечить ими всех потенциальных моделистов от Мурманска до Камчатки и письмо нашего новороссийского читателя — явное подтверждение прозорливости «руководящей и направляющей». В ответ на брошенный клич, одними из первых в Москве оказались представители британской промышленной группы DCM (Dunbee-Combex-Marx), которая являлась владельцем Rovex, и, соответственно FROG. Они привезли с собой огромное количество образцов производимой ими продукции, в том чшие и несколько пластиковых сборных моделей. Кроме них были показаны железнодорожные модели Tri-ang Railways, трассовые автомодели ScaIextric и множество самых разных других шрушск. Большинство представленных  образцов было слишком сложно для производства, а вот пластиковые модели понравились. Кроме них для производства в СССР  были отобраны автомобили Scaletrix, которые также не требовали сложной оснастки и станочной базы, и несколько других изделий. Наибольшим препятствием было то, что советская сторона не хотела платить и валюте, а предпочитала расплачиваться за оснастку изделиями, которые на ней производились — вполне здравый подход. Именно с этой целью DCM создала дочернюю фирму Novo Toys Ltd. (это ее адрес вы может быть видели на инструкциях: Махеу, Peterborough, England PE 6 9HQ), которая отвечала за поставку в  СССР оснастки, а равно и за получение оттуда отливок, их упаковку и продажу. Название фирмы происходило от имени организации, выступавшей партнером с советской стороны — В/О «Новоэкспорт», но вопреки распространенному мнению, «Новоэкспорт» не имел никакого отношения к Novo — все 100% акций принадлежали британской стороне.

Соглашение было подписано в августе 1975 года, а затем были подписаны двенадцать контрактов, которые касались деталей сделки. В них в частности устанавливалось, что платой за прессформу вовсе не обязательно должны быть отливки, полученные именно с нее — просто, исходя из ресурса пресс-форм, была определена их цена, и цена каждой отливки. После полной выплаты стоимости оснастки, она становилась собственностью советской стороны, и любые другие закупки отливок британцами должны были осуществляться за валюту. Большим препятствием были политические соображения — «Новоэкспорт» наотрез отказался брать модели немецких и японских самолетов, пришлось переделывать коробку на туполевский СБ (на старой он был показан «в цветах» Luftwaffe). «He прошел» гоминдановский вариант декали на Р38 Lightning — заменили на американский, большие трения возникли с Fokker D XXI — хорошо известно, что наши летчики называли «Фоккерами» самолеты Focke-Wulf, и потребовалось объяснять, что эта голландская фирма, не имеет никакого отношения к Германии. Однако, новые коробки были изготовлены, «немцы» и «японцы» проданы Revell, и производство началось.

Советская сторона потребовала также увеличить количество моделей советских самолетов, и DCM согласилась изготавливать оснастку для их производства с частотой до 10 форм в год! Был составлен список требующихся машин, они получили номера по каталогу FROG, и советская сторона даже взялась предоставить документацию для изготовления точных копий в М1/72. Вот этот список с номерами, которые предполагалось присвоить моделям в каталоге:

Анатра ДС "Анасаль"

F312

Лагг-3

F310

МиГ-3

F308

Як-3

F311

Ил-2

F314

Ил-4

F316

Ла-5

F313

МиГ-19

F317

И-16 тип 24

F360

И-153

F343

По-2

F319

Р-5

F348

Ту-22

F315

Як-1М

F318

К сожалению, лишь первые четыре модели из этого списка были изготовлены, но и они к нам не попали — их дальнейшей судьбы мы еще коснемся. Прошло время, и этот список перестал быть лишь благим пожеланием — мы научились обходиться и без помощи Запада. Как видите, многие из перечисленных моделей производятся нашими фирмами (спасибо: «Альфа», «Звезда», АПЕКС, «ВЭС-Модель» и неизвестная фирма из Самары), а некоторые имеются даже и от двух производителей. Наверное, вы уже поняли, что изображение коробки в начале статьи — всего лишь небольшая мистификация. Мы использовали рисунок с коробки Ла-5 фирмы «ВЭС-Модель» — безукоризненная работа Владимира Руденко лишний раз подтверждает, что наши фирмы способны не только достичь уровня своих западных коллег, но и превзойти его. Однако, вернемся на 20 лет назад. Первые формы были доставлены в СССР в начале 1976 года (то есть за год до того, как производство моделей FROG в Англии полностью прекрати­лось). Изделиям присваивались номера по каталогу Novo (идентичны нумерации FROG), исключения составляли лишь модели, которые не пользовались спросом на Западе - им номера вообще не присваивались. Это были сборные модели автомобилей в М1/18, а также некоторые самолеты — Britannia, например. Поставка первых моделей в Англию началась в 1977 году, и вновь созданная фирма заработала. Самой большой проблемой в деятельности Novo было постоянное невыполнение производственных графиков советской стороной. Происходило это по самым разным причинам — часть фабрик имела устаревшее оборудование, а отношение к оснастке часто вызывало удивление англичан — форму на «Мираж», например, оставили на зиму на улице. Естественно, к весне она порядком поржавела, и ее пришлось реставрировать. Когда в Британию для ремонта вернули форму на «Тайфун», то выяснилось, что утеряны все шесть болтов, которыми скреплялись плиты. Вместо них были установлены четыре самодельных, которые, к тому же, были изготовлены из недостаточно прочного материала — памятуя об огромном дав­лении полистирола, легко понять, что работать на такой оснастке было просто опасно. Огромной трудностью стал наш полистирол. FROG использовал пластик Shell SI73, имевший коэффициент жидкотекучести (Melt Flow Index) равный 35. У советского пластика, как оказалось, эта величина была около 4, что требовало повышения температуры на 50°С, и давления впрыска вдвое! Работа на таких режимах вызывала распирание половин формы, поэтому облой — не редкость на моделях Novo. Дело, кстати, было не только в этом коэффициенте — в 1978 году британские специалисты исследовали наш пластик, и составленный отчет больше похож на дефектную ведомость: «Ударная прочность крайне мала... цвет ужасен... качество поверхности плохое... крайне хрупок и не очень прочен...» и т. д.

К производству вновь приплетали политику — в каталоге Novo 1980 года было упомянуто, что Sea Fury сбивали МиГ-15 во время войны в Корее, и советская сторона отказалась поставлять отливки этой модели! Лишь небольшое число отливок из пробной партии, изготовленных ранее, попало на западный рынок от Novo. Однако дела у фирмы шли неплохо. На европейском рынке модели пользовались огромным спросом из-за низких цен, поэтому, несмотря на трудности, директорат компании чувствовал себя уверенно. Вопреки распространенному мнению, отнюдь не проблемы со сбытом изделий привели Novo к упадку. Просто владелец Novo — компания Dunbee-Combex-Marks Ltd., благодаря финансовым трудностям тех времен, была объявлена банкротом, и, как следствие, выставлена на продажу с молотка со всеми дочерними фирмами. Вовремена экономического кризиса производство сворачивали все, и на Novo покупателей не нашлось, поэтому в 1980 году фирма прекратила свою деятельность, хотя формально ликвидация состоялась лишь в 1985 году. Поскольку фирмы, с которой советской стороной был заключен договор более не существовало, вся оснастка оказалась отныне собственностью СССР.

 

Последние модели были поставлены в Англию в середине 1980 г. и проданы к концу 1981 г. после чего британцами было принято решение передать советской стороне имеющиеся запасы коробок и декалей, а также оригиналы рисунков на коробки, что и было сделано (коробок на Twin Mustang, к примеру, передали 46 тыс. штук). Именно эти коробки и появлялись у нас в продаже, как в государственной торговой сети, так и на разного рода толкучках и клубах. Большинство коробок Novo имели ту же картинку на крышке, что и соответствующая модель FROG, однако шестнадцать коробок имели полностью отличные картинки, несколько других — слегка измененные, а пять коробок имели ту же картинку, что и упаковка фирмы Air Lines — американского дистрибутора FROG. He успели напечатать ни коробок, ни декалей на модели, оснастка на которые передавалась на поздних стадиях контракта — Whitley, Shackleton и т. д. По количеству проданных на Западе экземпляров среди моделей Novo лидируют D.H.106 Comet (1/96), Caravelle I (1/96) и Fairey F.D.2 (1/72) — их было продано по 160 тыс. штук. Близко за ними следуют Avro Lankaster (1/96), G.A.L. Hotspurll (1/72), Miles Master III (1/72) и Supermarine Attacker (1/72) — этих удалось продать по 155 тыс. Странность этого выбора определяется просто - напросто тем, что формы на эти модели были поставлены раньше других. На первых стадиях контракта, когда FROG еще работал, британцы, разумеется, стремились передавать наименее интересные формы, а с наиболее интересных снимать сливки самостоятельно. Последние же формы передавались нам прямо с инструментального участка — их вообще не эксплуатировали. Из имевшихся моделей фирма Novo совсем не поставляла на западный рынок 36 наименований — в основном те, оснастка на которые передавалась на поздних стадиях.

НОВОЭКСПОРТ «Новоэкспорт», однако, хотел не только поставлять отливки Novo, но и торговать ими самостоятельно. Британцы ничего не имели против, поскольку речь шла о торговле на рынках стран, контролировавшихся СССР. Более того - англичане решили даже помочь с упаковкой. Для предотвращения реэкспорта, а также чтобы, была возможность отличить эти модели, было решено оснастить их лепестками (даже если вариант Novo имел коробку) и сменить цвет фона с голубого на красный. Чтобы не возиться с изготовлением новой упаковки, брали в основном модели, комплектовавшиеся лепестками и у Novo, оставалось лишь сменить цвет фона. Я думаю, вы встречали такие лепестки на Ла-7, Bleriot XI, Wessex, Barracuda, Scua и т. д. Обратите внимание, что логотип Novo на этих лепестках отсутствует, вместо него стоит эмблема «Новоэкспорт». Однако, из-за срыва поставок отливок советской стороной англичане в дальнейшем отказались печатать упаковку, боясь еще более усугубить ситуацию.

Да, а что там с формами на «Анатру», МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-3, оставшимися в Англии? Rovex вел переговоры о продаже этих форм фирмам Lindberg, Monogram, Revell и Starfix. Ни одна из этих компаний формы не купила, и все они достались вновь созданной фирме Red Star. Все началось в 1982 году, ког­да будущий основатель фирмы Джим Чэпмен во время отпуска отправился в СССР. Он вошел в контакт с советской внешнеторговой фирмой, предложив свою помощь в поставке бывших моделей FROG на Запад. Вскоре выяснилось, что внешнеторговая фирма имеет смутное представление о моделях как о товаре, в особенности об упаковке. Советская сторона вполне серьезно предлагала, например заменить декали на наклейки, и были даже отпечатаны их пробные тиражи (они потом попали на советский рынок). Пока Джим занимался изучением ситуацией с FROG, он обнаружил четыре формы, не попавшие в СССР (это как раз и были четыре модели наших самолетов, о которых шла речь выше). Видя отношение советских партнеров к производству, Чэпмен решил не дать добру пропасть, и начал искать людей, желающих войти в консорциум по производству этих моделей. После некоторых трудностей консорциум был сколочен, и новая фирма получила имя Glenprime Ltd.. которое вскоре заменили на более броское Red Star Model Kits Ltd. В конце октября 1983 года Red Star поставила первые 7000 отливок фирме CMS, которая стала их дистрибутором на рынке. В США модели поставлялись с лепестками, а последние серии даже с их ксерокопиями. Red Star пыталась импортировать модели и из СССР, снабдив их соответствующей упаковкой. Фирма даже заказала художнику новые картинки на коробки (или лепестки) моделей Skua, Vengeance и Ventura, а также новые декали на Skua и Ventura. Планировались поставки Shakleton и Whitley, но в конце концов у нас началась перестроечная чехарда, и сделка так и не состоялась. Впоследствии Red Star пришла в упадок, а формы перешли к фирме Emhar, которая и владеет ими сейчас.

Название фирмы, стоящее в заголовке, наши моделисты всегда будут вспоминать с благодарностью, хотя мне недавно довелось беседовать с двумя представителями молодого поколения,которые даже не слышали имени Novo. Они воспитывались уже на продукции «Звезды», и именно для них я и решил это все написать — пусть знают. Ныне оснастка знаменитой английской фирмы рассеяна по многим заводам, находящимся, увы, теперь уже в разных странах. Старой доброй Novo больше нет, но мавр сделал свое дело — продукция этой фирмы пробудила интерес к моделизму в России. О результатах этого события я говорить не буду — об этом весь журнал.

С. Свинков
Считаю необходимым выразить признательность Владимиру Морскому за предо­ставленные материалы.

Thank you for donation! Спасибо за поддержку!



CTA Models - Deacals for aircraft kits


Locations of visitors to this page